smali

smali

вторник, 13 октября 2015 г.

Великий Савей.


Васильев Семен Степанович родился в п. Усть-Уркима 10 января 1936 г. Он из потомственной шаманской династии эвенкийских шаманов.
Отец его Васильев Степан Владимирович был из рода Инилас (Интыл), буквально в переводе «маленький совенок, который начинает летать вечером». В 1942 г. ушел на войну, после окончания войны в 1945 г., когда возвращался домой, умер в Благовещенске в госпитале.
Мать, Максимова Мария Петровна, из рода Бугачар.
В семье было три сына. Первенец умер в детском возрасте, второй сын Семен («Савелий»), третий сын – Лука – умер в 1974 г.
- так может называться книга о жизни шамана из Иенгры – Савея, ушедшего из жизни 1 ноября 2013 года и преданного земле в своем родном селе 5 ноября. Дедушка Савей прожил 81 год, оставив после себя добрую память как о самом сильном шамане Якутии, известном далеко за пределами республики.
В 1973 г. на совете старейшин рода было принято решение, что Савелию нужно принять шаманство. С этого года начинает заниматься лечением больных. Основные болезни, которые он лечил: заболевания печени, почек, сердца, эпилепсия, различные патологии и др. Савей был одним из шаманов, который практиковал все имеющиеся обрядовые виды и методы шаманского лечения.
Настоящим шаманом он стал весной 1975 г. на маленькой речке Барылак в Алданской стороне, где он работал оленеводом-пастухом в колхозе «Алданский».


Последний полет...
В этот ноябрьский день погода была как по заказу накануне выпал чистый белый снег, который слепил глаза, равно как и яркое солнце. Мороза еще не было, и на улице стоящие около этно-культурного центра жители Иенгры, пришедшие проститься с Савеем, были одеты еще в демисезонные одежды, без головных уборов. Хотя рядом привязанная упряжка оленей как бы напоминала о суровом севере. Рядом со зданием центра была разбита палатка, в которой ночью, как нам с фотокорреспондентом газеты Юрием Коковиным рассказали сельчане, около тела усопшего Савея камлал шаман Харатала, специально приехавший из Якутска. Правда или нет, но, якобы, во время камлания Харатала встречался с духом Савея, общался с ним. Дошел вроде только до 10 уровня, далее — до 18 уровня Хараталу не пустили духи, которые поведали, что следующим шаманом в Иенгре может стать молодая женщина, удаганка.
Мы еще застали Хараталу в помещении, где лежал Савей. Шаман общался с сельчанами, но вскоре быстро собрался и, закинув за плечи шаманский бубен в чехле, уехал. Нам сказали, что он свое дело сделал, уже попрощался с покойным.
В зале рядом с телом Савея, в изголовье лежали два его костюма шамана – один из шкуры сохатого и совсем еще новый костюм из шкуры медведя, в котором он успел провести только пять последних камланий в свой визит в Якутске в конце октября, где по словам очевидцев он встречался с президентом республики, правда, зачем, никто не знает. 29 октября Савей приехал домой и в ночь с 31 октября на 1 ноября умер. Об этом нам рассказал помощник Савея, его можно сказать, библиограф – историк Анатолий Афанасьевич Алексеев. Мы познакомились тут же, в Иенгре, куда он спешно прилетел проститься с Савеем, как только узнал скорбную весть. Пока ожидали начала гражданской панихиды, мы с Анатолием Афанасьевичем долго говорили о шаманизме и теперь предлагаем вниманию читателей «ИС» интервью с этим удивительным человеком, поведавшем много интересного о шаманах и о Савее.
Вначале коротко о собеседнике. Алексеев Анатолий Афанасьевич — известный ученый-этнограф, доцент кафедры Всемирной истории и этнологии СВФУ. Посвятил изучению шаманизма более 18 лет. В 2007 году его документальный фильм о шаманах демонстрировался в ООН в Нью-Йорке и завоевал золотую медаль «Всемирной цивилизации-2008». Именно на фотографиях Алексеева, сделанных японским пленочным фотоаппаратом, зафиксировано уникальное явление — шаманский невидимый огонь.
- Алексей Афанасьевич, расскажите о Савее. Вы давно с ним знакомы?
- Вы вероятно даже не представляете, какой великий шаман был Савей. Таких в мире — единицы. Он шаман 12 неба. Тут такая классификация: шаман 7 неба, его духовная сила распространяется на родовую территорию, 9 неба — отвечает за здоровье и генофонд этноса, 12 неба — за весь мир. Савей, когда стал шаманом 12 неба, мог без бубна и плаща улететь куда угодно. Шаман — не простой человек, он — избранник духов. Во время полетов он общается с духами и другими шаманами. Современная наука только подходит к пониманию шаманизма и роли конкретных шаманов в жизни людей. Я уже давно изучаю шаманизм и знаю, вернее, лично наблюдал, как шаманы прадляют жизнь человеку, вылечивают больных. Они говорят: «Жизнь и смерть — это две стороны единой жизни. Со смертью жизнь не кончается — это только начало начал…».
Например, как со мной было. В феврале 1995 года у меня случился инфаркт, я долго лечился. Но потом попал в Иенгру к шаманке Кульбертиновой Матрене Петровне, которая сразу поняла, что меня надо лечить. Провела шаманский обряд с камланием, во время которого, хотите верьте, хотите — нет, заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Я долго не рассказывал об этой необычной операции. Шаманы могут менять не только сердце у человека, но и другие органы — почки, селезенку, печень и т.д. Как правило, такой обряд проводится обязательно только до обеда, а все остальные камлания — после обеда. Я могу назвать десятки людей, которым провели такие операции.
- И как Вы себя чувствуете после этой операции? И почему Савей себя не смог вылечить?
- Теперь я никаких проблем не испытываю. Мое молодое сильное сердце позволяет мне ездить на охоту, рыбалку, подниматься в горы… Есть много вещей, о которых шаман никому не расскажет — запрещено духами. Думаю, себя он лечить не мог.
Савей ведь не родился шаманом. В те годы все были атеистами, в том числе и он. В начале семидесятых годов прошлого века у него началась шаманская болезнь. Это когда человек ведет себя неадекватно. Например, всю ночь бегает вокруг дома, может петь непонятные песни. Обычно врачи могут диагностировать психиатрическое заболевание и отправить в больницу. Но был тогда еще жив дед Савея, который был шаманом. Он сумел успокоить родственников и стал обучать внука шаманскому мастерству. Первый бубен Савею изготовили в 1975 году, хотя шаманить он начал с 1972 года. Тогда ему было уже за сорок. За годы, прошедшие с того времени, он сумел достигнуть самых вершин. Он уже мог выступать повелителем «духа огня».
- А сколько сейчас в Якутии шаманов?
- Сейчас, думаю, осталось настоящих шаманов всего три или четыре в Якутии. У Савея есть ученик — Федот Иванов, он уже двадцать лет камлает. Живет в Вилюйском районе. В девяностых годах был бум шаманизма, многие объявляли себя шаманками или шаманами. Эти люди, как правило, обладали некоторыми способностями, в лучшем случае, были народными целителями, но не шаманами.
- Говорят, следующим шаманом в Иенгре может стать молодая женщина-удаганка. Что означает слово удаганка и слово шаман?
- Удаганка от монгольского слова «уда — повелительница огня». Значение слова шаман в переводе с языка тунгусов означает — работа с огнем. И действительно, тело шамана во время магического обряда камлания излучает свет. На фотопленке он проявляется как огненные сполохи, идущие от шамана к больным. На многих моих фотоснимках зафиксирована энергетика человека, предметов и их электромагнитные поля, которые невозможно увидеть глазами. Во время камлания шамана дух огня проявляет себя как физическое явление. Огонь на фотографиях Савея стал появляться с 1997 года. Сам шаман полагал, что это связано с его духовным совершенствованием. Однажды во время лечения за спиной шамана Савея проявился огненный топор. Когда я спросил его, почему появляется огонь, Савей засмеялся и рассказал: «Это шаманский огонь — дух огня. Мы, шаманы, общаемся с духами разных сфер. Огни на фотографиях — это духи. И через огонь мы ставим диагноз больному человеку и лечим разные болезни. Мы с духом огня договариваемся и вместе работаем. Это только со стороны видно, что я управляю огнем».
- Шаманы лечат людей, общаются с духами, а еще что в их власти?
- Они могут и предсказывать будущее, и изменять судьбу человека и многое другое. Я, например, неоднократно был свидетелем разговоров шаманов с усопшими людьми. Бывает, что человек умер, а родственники далеко, но чтобы узнать последнее желание усопшего, они обращаются к шаману, который выступает посредником в этом необычном разговоре. Все это, несомненно, лишний раз доказывает, что потусторонний мир существует. Шаманы его называют по-другому — духовной жизнью.
- А друг с другом шаманы общаются?
- Да, во время своих полетов. Савей, когда мы собирались на форум шаманов в Гренландию, за 20 дней до нашей поездки встретился во время камлания со всеми будущими участниками предстоящего форума из разных стран и континентов. А туда собирались шаманы из Японии, Непала, Южной Кореи, Новой Зеландии, Африки, Бразилии, Перу. Он пообщался с ними, узнал их духовную силу, возможности, настроение и потом сказал мне, что мы можем спокойно туда ехать, там, мол, соберутся шаманы средней руки и опасаться нам нечего. Между шаманами всегда идет борьба. Вот костюм Савея один отдадут в музей, а другой должны спрятать в тайге, в лабазе. Он ему там понадобится. (Костюм шамана весит около 16 кг. Первый костюм изготавливается из шкуры оленя, следующий — из шкуры сохатого и потом только из шкуры медведя). Шаманам было очень нелегко, еще при жизни Матрена Кульбертинова мне говорила, что никому не пожелает быть шаманом или шаманкой. Незавидная доля.
- А правда, что в тридцатые годы в Якутии, когда сильно притесняли шаманов, был такой случай, что в здании НКВД выступал известный впоследствии Белый шаман – Кондаков, который прямо в зале, чтобы доказать сидевшим там чекистам свою магическую силу вызвал снегопад и после этого органы оставили его в покое?
- Да. Такой случай широко известен и описан во многих книгах. Подобное – вызывать снег или дождь, диких зверей могут шаманы 7 неба, это как бы галлюцинации. А вот Савей как шаман 12 неба мог гораздо большее. Например, его астральное тело бывало на Луне, Марсе, других планетах и звездах. Мне он рассказывал, что почти каждый год общался с инопланетянами. Говорил, что существуют добрая и враждебная землянам цивилизации, но к нему прилетали только из доброй. Они вроде поведали ему, что до 2050 года на нашей планете катаклизмов не предвидится, а в России в 2030 году произойдет какая-то революция.
В это конечно трудно поверить, но кто знает, правда это или выдумки. Есть еще одна история, о которой мне также рассказал мой собеседник Анатолий Афанасьевич Алексеев. Про то, как Савей помог Сочи стать столицей Олимпийских игр. Газета «Якутия» в 2010 году опубликовала на своих страницах материал Алексея Яровикова, в котором вся эта история подробно изложена.
За несколько дней до голосования возле стойбища шамана Савея в нерюнгринской тайге приземлился вертолет. После непродолжительных сборов Савей поднялся на борт Ми-8 и отправился в национальный эвенкийский поселок Иенгра. Там его ожидали гости из Москвы, представляющие заявочный комитет на право проведения Олимпиады в российском городе Сочи. По словам доцента кафедры Всемирной истории и этнологии СВФУ Анатолия Алексеева, высокие гости попросили якутского шамана оказать содействие в победе российской заявки на право принять зимни Олимпийские игры 2014 года. Савей ответил буквально следующее: «Вас столько людей прилетело, вертолет заказали, много денег израсходовали, могли бы просто позвонить, я бы все сделал». Тем же вечером он провел обряд камлания, которое длилось час, и после него сообщил московским товарищам радостную весть: «Духи сказали, что они удовлетворят вашу просьбу».
А дальше все известно. На решающем голосовании российскому городу отдал предпочтение 51 член МОК, южнокорейскому 47. Так, благодаря якутскому шаману Савею и избравшим его духам, российский город стал столицей XXII зимних Олимпийских игр. Так по крайней мере, считает Анатолий Алексеев.
Вот уже много лет Анатолий Афанасьевич изучает шаманизм.
Особенные люди
- Анатолий Афанасьевич, мне, как человеку очень далекому от шаманизма и прочего колдовства, интересно, а кто такие шаманы? Действительно это особенные люди, способные общаться с потусторонним миром?
- Шаманизм в Сибири начали изучать русские казаки и промышленные люди в 17-м веке, когда Ленский край был присоединен к Российскому государству. Но научное изучение шаманизма началось в 18-19 веках. С тех пор представления о нем претерпели существенные изменения. При советской власти вплоть до 60-х годов двадцатого столетия это явление рассматривалось как курьезный продукт примитивных заблуждений и откровенной патологии отсталых народов Сибири и мира. Ученые мужи объясняли любопытной публике: варварские некультурные люди занимаются непонятно чем.
Позднее, начиная с семидесятых годов прошлого века, наука вышла на другой уровень. Она стала изучать шаманизм как явление, имеющее место в общественной жизни.
Сейчас можно сказать, что в случае с шаманизмом мы сталкиваемся не просто с порождением ранней стадии развития культуры, но и с феноменами, имеющими отношение к сокровенным сторонам человеческого бытия и тайнам мироздания. Многие до сих пор не верят в шаманизм, считая, что это отсталость и примитивность. Со всей ответственностью хочу заявить, что это явление стоит на одной ступени с такими большими науками, как философия, психология, космофизика, генетика, медицина и, как это ни странно, с современными нанотехнологиями.
- С философией, психологией и прочими в принципе можно согласиться, но нанотехнологии-то тут при чем?
- Нанотехнологии — это развитие науки не на клеточном уровне, а на уровне атомов.
Например, будут созданы медицинские приборы, которые запустят в кровеносные сосуды, капилляры. Они не только поставят диагноз, но и смогут лечить всевозможные болезни. Впереди нас ждет технологический ум. Однако этими методами шаманы пользуются уже тысячи лет. Они лечат болезни именно на уровне атомов, давно проложив дороги в микро-, макро- и мегамиры.
- Какую роль играют шаманы в нашем мире? Какие задачи решают?
- Шаманизм — это тайное древнее учение, стройная система мировоззренческих взглядов и знаний о человеке, обществе и окружающей природе. Шаманы давным-давно проникли в таинство жизни, смерти и мироздания. Поэтому им подвластно очень многое. Функции у них очень различны. Главная из них — охрана человека, семьи, рода и народа от пагубного влияния злых сил, негативной энергии. Также шаманы оберегают животный и растительный мир, природу, среду обитания человека, климат и многое другое.
Шаман — это не простой человек. Он избранник духов. Например, к шаману Савею прилетали люди из Москвы, других городов России и просили обучить их шаманизму, предлагали огромные деньги. Они говорили: «Мы способные, будем с утра до вечера усердно учиться». На что он отвечал: «Хоть тысячу лет учись, хоть десять миллиардов долларов заплати, но если нет природного дара, то ничего не выйдет. Это бесполезная трата энергии, времени и денег, вы никогда не будете шаманами».
- Вы упоминали о том, что шаманы перемещаются в космосе. Это происходит во время камлания?
- Не обязательно. В 1997 году мы летели на самолете в Лондон. За 20 минут до посадки в аэропорту Хитроу помощница шамана Савея Октябрина Владимировна Наумова просит его узнать, как там ее маленькие дети, которые остались в селе Иенгра. Савей отвечает: «Надо бы слетать». Физическое тело его по-прежнему находится в пассажирском кресле, а астральное перемещается в далекую Якутию. Я засекаю время, через пять минут Савей возвращается в свою оболочку и говорит, что слетал в Иенгру, заходил в дом Октябрины Наумовой, там все нормально. Заодно он посетил стадо оленей под Нерюнгри, заглянул в палатку. Там тоже все хорошо. Беспокоиться не о чем — и с детьми, и с оленями все нормально.
Но чаще, конечно, свои полеты шаманы осуществляют во время камлания. В своих путешествиях они всегда встречаются со сверхъестественными существами, духами предков и так далее.
...Во время похорон на кладбище (дедушка Савей попросил похоронить его рядом с могилой жены) все время кружил черный ворон. А символом Савея, как шамана, была именно эта птица и, как заметил тот же Алексеев, видимо, его дух парил в небе над родным селом.
Как бы само небо оплакивало уход шамана Савея в вечность. В день его смерти 1 ноября в Якутске прошел дождь, несмотря на уже давно выпавший снег и сильные морозы.
Киян, Альбина Васильевна. Последний полет тунгусского шамана

Комментариев нет:

Отправить комментарий