smali

суббота, 14 ноября 2015 г.

Программисты правят миром

https://vc.ru/p/go-valley

Всем привет. Сначала коротко о себе: я основатель и генеральный директор компании «Синет» из Якутска, мы работаем с 1999 года. Сейчас в компании более 140 сотрудников.
Два наших основных проекта — мультисервисный портал Ykt.ru, главный якутский интернет-ресурс и ведущее региональное независимое СМИ с 2,5 млн уников в месяц, и онлайн-такси inDriver, работающее сегодня в 40 городах России, Казахстана и Кыргызстана. inDriver — быстроразвивающийся сервис, который по объему заказов в странах СНГ за последние полгода достиг уровня «Яндекс.Такси» и Gett.
Я давно знаком с ребятами из ФРИИ, проходил у них обучение на трекера стартапов и работаю их внешним экспертом. Иногда вижу критику в адрес этого фонда и абсолютно не согласен с ней. Убежден, что во многом благодаря широкой и разнообразной деятельности ФРИИ в России один из наиболее развитых и активных рынков интернет-предпринимательства. И когда Дмитрий Калаев и Максим Чеботарев пригласили меня поехать с ними в Кремниевую долину по программе Go Valley, я согласился с большим интересом.
Go Valley не является официальной программой ФРИИ — Дима и Макс с 2012 года делают ее во внерабочее время в качестве некоммерческого хобби, для нетворкинга и профессионального развития. Наша поездка была для них девятой по счету.


В рамках Go Valley в течение десяти дней проходят встречи с предпринимателями, экспертами, инвесторами, организуются визиты в ведущие компании и ключевые места Долины. В выходные, когда специалисты и компании недоступны, проводится дополнительная познавательная и спортивная программа. Я давно мечтал съездить в Долину, ведь это мировой центр индустрии, и, поскольку «Синет» начал вести бизнес на зарубежных рынках, это стало для нас особенно актуально в плане установления контактов с профессионалами разных направлений и инвесторами — да и в целом, чтобы понять, как устроена Долина.
Программа Go Valley-9 началась 24 октября. Я прилетел в Америку раньше, в начале месяца. Пробежал знаменитый Чикагский марафон, несколько дней отвел на восстановление, а затем прилетел в Сан-Франциско. У меня была неделя на самостоятельное знакомство с городом.
Главные выводы: во-первых, надо брать авто напрокат. Сан-Франциско и особенно сама Долина не приспособлены для передвижения на общественном транспорте. Например, дорога из Маунтин-Вью в Пало-Альто по навигатору займет на авто 15 минут, тот же маршрут общественным транспортом Google Maps оценивает в 2,5 часа. Услуга обойдется недорого: авто типа Ford Focus стоит порядка $55 в сутки. Бензин в Америке сильно подешевел: полный бак можно залить долларов за 30. При желании можно взять Tesla за $200 в сутки, зарядных станций много.
Во-вторых, будьте готовы к более дорогому, чем в других городах Америки, жилью: отдельная квартира или дом стоит от $700 за неделю. Апартаменты оптимально подбирать через Airbnb. В Долине можно найти бюджетный мотель. Помощница нашла мне отель Startup Basecamp на Franklin Street. В принципе, нормально: центр города, есть своя парковка. Но из стартапной активности — только бесполезное пиво с другими стартаперами по пятницам и раз в месяц коллективная питч-встреча с парой инвесторов (посетил, сказать нечего). Вайфай на троечку.
К слову о парковках — в Сан-Франциско это проблема, особенно ближе к даунтауну. Бесплатных парковок нет вообще, найти место на платной уличной парковке — большая удача, приходится пользоваться дорогими подземными и наземными паркингами.
Пара хинтов по вождению: город стоит на крутых холмах, поэтому, ставя авто на спуске, нужно вывернуть колеса направо, иначе могут оштрафовать. Если на хайвее на полосе движения нарисованы ромбы — значит, эта полоса для авто с пассажирами, а не с одним водителем. Автоматические камеры это отслеживают, при нарушении может прилететь штраф.
Сам город классный — со своей атмосферой, красивой архитектурой, ухоженными парками, трамвайчиками, летящим вниз по крутым холмам, как с американских горок, самым большим в мире чайна-тауном, живописной набережной и грандиозным видом на залив, который открывается из многих точек. Только местами очень много бездомных. Говорят, Сан-Франциско подавал в суд на один из северных штатов типа Вайоминга: сюда централизованно перевозили бродяг, чтобы не замерзали зимой. Надо подкинуть мэру Якутска идею переброски тамошних бомжей в сторону Сочи: в новостях пишут, что там олимпийские коттеджи пустые стоят.
Перечень мероприятий для ИТ-специалистов можно найти на популярных сайтах Meetupи Eventbrite. Если выставить радиус миль на 50, выйдет туча разных нетворкингов, питч-фестов, лекций и выступлений, вплоть до совместных утренних пробежек стартаперов. Многие события бесплатны, часть с оплатой за вход — как правило, небольшой.
После посещения одного питч-феста и одного нетворкинга мне стало очевидно, что это малоэффективно: ты знакомишься с кучей стартаперов со всего света, но проекты большинства из них на стадии сырого прототипа или вообще без него. Какие-то расслабленные тусовщики, а не заряженные пассионарии. Вряд ли можно найти на таких встречах экспертов, партнеров или инвесторов. Это общение на самом нижнем сегменте местной «пищевой пирамиды», и лучше, на мой взгляд, потратить время на что-то более осмысленное или обратиться к опытным знакомым, которые посоветуют наиболее полезные мероприятия из этого огромного списка.
В ожидании прибытия команды Go Valley я решил походить в школу английского и познакомиться с заочными френдами из соцсетей, живущими в Сан-Франциско. Кстати, с языком здесь просто: с местными можно трепаться часами. Половина горожан родились вне США, поэтому все привыкли к общению на упрощенном английском.
В пятницу ребята наконец прилетели, и я присоединился к ним в мотеле в Саннивейле. Программа началась со знакомства. Нас оказалось десять человек — кроме сотрудников ФРИИ, были опытные предприниматели и управленцы из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и Сочи. В понедельник мы переместились в арендованный конференц-зал. Рабочая программа поездки стартовала с вводных презентаций от Димы и Максима с рассказом об истории и инфраструктуре Кремниевой Долины. После этого начались собственно встречи и поездки — ниже расскажу о самых интересных.
Первой была встреча с президентом русскоязычного ИТ-сообщества Долины AmBAR (American Business Association of Russian Expatriates) Татьяной Федоровой и бизнес-ангелом Стасом Киршманом. Они рассказали о своей деятельности и о том, как в Долине ведется бизнес. Особо отмечу выставку-конференцию SVOD, которую ежегодно организует AmBAR. Следующая состоится 25–26 мая 2016 года, и, судя по сказанному, для российских стартапов это хорошая и редкая возможность засветиться в Долине.
К нам приходил известный инвестор, предприниматель и один из авторов vc.ru Павел Черкашин. Сейчас он завершил формирование второго seed-фонда Vestor.in и ищет перспективные проекты, ориентированные на глобальные рынки. У Павла была интересная презентация, он ответил на вопросы, очень хорошо пообщались.
Уже после двух первых встреч стало очевидно: каким бы успешным ты ни был в России, здесь это не имеет большого значения. Только международный трекшн может вызвать интерес и высокую оценку.
Из других интересных мыслей: 80% успешных компаний работают в B2B, 80% выходов делаются через M&A, покупки чаще и успешнее совершаются не через презентации, общие знакомства и пиар, а через business development — когда компания начинает в том или ином виде работать с более крупным партнером, последний видит явный синергетический эффект от совместной деятельности и делает предложение.
Фото wrike.com
Очень информативной была встреча с Андреем Филевым, основателем и генеральным директором проекта Wrike. Это такой облачный B2B-сервис по коллективному управлению проектами, наподобие «Мегаплана». Андрей в Долине давно, начал проект в 2007 году, но первые серьезные доходы появились только в 2011–2012 годах, до этого выживали за счет аутсорсинга. Сейчас компания занимает серьезную долю рынка, быстро растет и поднимает раунды по $20 млн с общей оценкой явно более чем $100 млн.
Было потрясающе интересное выступление: примеры из продвинутого современного digital, рассказ об эволюции в привлечении трафика от CPM к CPC и затем CPA, построение адаптированных воронок по разным целевым группам, самообучающиеся предикторы, decision tree и другие высокотехнологичные вещи. Было очень приятно видеть главу компании, который настолько погружен в digital и аналитику. Андрей посоветовал ряд книг, в том числе Challenger про корпоративные продажи, Epic Content Management про контент-маркетинг и Hooked — для продакт-менеджеров.
Другой пример успешного стартапа от основателя из России — Trucker Path, в один из дней мы съездили в их офис. Они позиционируют свой проект как Uber для междугородних грузовых перевозок. Многие любят называть себя Uber для тех или иных нужд, но в данном случае модели действительно похожи. Основатель проекта Иван Цыбаев говорит, что они заняли уже 25% рынка и быстро растут. Компания, которая оценивается в сотни миллионов долларов, привлекает десятки миллионов инвестиций.
Интересным ходом и решением «проблемы курицы и яйца», когда на маркетплейсе вначале нет ни покупателей, ни поставщиков, стала первоначальная ориентация проекта на создание инструмента автоматизации для компаний по грузоперевозкам и их водителей, на формирование коммьюнити дальнобойщиков. Создав таким образом «курицу», они начали привлекать «яйцо» — клиентов на перевозки, — и пазл сложился. Совершенно приземленный рабочий проект с реальным бизнесом и огромным многомиллиардным рынком. Мне очень нравятся такие проекты, в отличие от многих несколько искусственных, на мой взгляд, стартапов из разряда cool to have, а не must have.
Оба основателя — и Филев, и Цыбаев — заслуживают огромного уважения. Даже просто позавтракать с кем-то из них — уже польза и отличная мотивация. У них реальные шансы построить миллиардные компании уже в ближайшее время. Я рад и горд за ребят, и в то же время немного жаль, что обе эти истории не имеют отношения к России. Это международные компании, созданные в США на основе возможностей американского рынка. Возможно, ФРИИ или еще кому-то стоит создать специальную программу для привлечения таких людей и компаний к тому, чтобы в том или ином виде развивать национальную индустрию. Таким успешным предпринимателям это может быть интересно.
Обратите внимание, что оба этих проекта, Wrike и Trucker Path, имеют общие черты: их создатели более пяти лет в Долине, на начальной стадии обходились без инвестиций, полагаясь только на свои силы, упорно работали и начали привлекать деньги со стороны лишь после успешного трекшна на американском рынке. При этом не они искали инвесторов, а инвесторы сами выходили на них, и они выбирали тех, кто им больше подходит. Оба проекта работают в B2B. По сути, это первая формула успеха в Долине для российских стартапов.
Гараж основателей компании HP, в котором, как считается, родилась Кремниевая долина
Второй реальный вариант — это пробиться через конкурсный отбор в один из известных инкубаторов уровня YCombinator, 500 Startups, Plug&Play. После этого — в случае подтверждении масштабируемости — проект с высокой вероятностью попадет в инвестиционный лифт. Это более быстрый вариант, но у него есть минусы: более высокие потери основателями долей в бизнесе на этапе акселерации, preseed и seed-стадиях инвестирования и наверняка более жесткие условия по сделкам, liquidation preferences, смене менеджмента при невыполнении KPI, контроле над деятельностью компании и другим важным параметрам. При этом интерес инвесторов может быть очень высоким.
Нам рассказали забавный случай: после питча на последнем demo day YCombinator (куда далеко не каждый инвестор может попасть) охрана уводила стартаперов со сцены через черный ход, чтобы защитить от инвесторов, пытавшихся к ним прорваться. Если учесть, что четверть инвесторов — звезды Голливуда и шоу-бизнеса (Лос-Анджелес-то рядом), которые по своему инвестиционному потенциалу сопоставимы с приличным венчурным фондом, становится возможной совершенно сюрреалистическая картина: к ИТ-ботану, завершившему питч, рвется с визиткой какой-нибудь Эштон Катчер (серийный венчурный инвестор), а его не пускает секьюрити. Программисты правят миром, хо-хо!
Но мы отвлеклись. По сути, это два рабочих варианта развития стартапа из России в Кремниевой долине, остальные менее вероятны. Надежды приехать сюда и заинтересовать инвесторов, отправив им презентацию на мыло или познакомившись на вечеринке за распитием коктейлей, довольно иллюзорны. Ответа на свои письма вы не получите, а пить коктейли и общаться с вами будут такие же наивные стартаперы. Напоминаю, что обязательное, базовое условие для интереса к стартапу — ориентация на глобальный или американский рынки, с большей емкостью.
Надежды на легкие инвестиции рассеются, как туман над Golden Gate
Встречались с бывшим вице-президентом Mail.ru и экс-директором по маркетингу HeadHunter Ольгой Бруковской. Сейчас, живя в Долине, Ольга в удаленном режиме развивает российский проект Choister. Она рассказала про основы построения системы PR на основе планов и KPI. Полезная информация, которую мы попробуем внедрить у себя.
Очень крутая была встреча с юристом Павлом Погодиным. Он много лет работал в топовых компаниях уровня Sun и Oracle, сейчас у него своя юридическая компания. Павел в деталях рассказал о системе защиты интеллектуальной собственности в США с акцентом на патенты. Очень познавательное и полезное общение, много кейсов и советов.
Встречались с юристами компании White Summers, они рассказали нам про визовые вопросы и инкорпорирование. Главные выводы: лучшие рабочие визы для россиян — L1 и O1, обойдутся они в сумму порядка $5000–6000. Популярная ранее иммиграционная виза H1 стала неэффективной из-за большого количества заявок на ограниченное количество виз — отсюда малая вероятность ее получить. Если планируется пребывание в США до шести месяцев, сойдет и обычная B1 или B2: главное — не получать дохода в США, представлять интересы фирмы при этом можно.
При создании фирмы за стандарт принимается C-Corp и штат Делавэр в силу развитости местного законодательства и наличия специальных судебных институтов для ИТ-бизнеса. Фирма создается легко и обходится в небольшие деньги, отчетность тоже не проблема. Юристы рассказали про порядок формирования совета директоров (Board of Directors), отличия в сериях и типах акций, основные уставные документы корпорации — Shareholders Agreement и Certificate of Incorporation, оформление инвестиционных сделок — и осветили самые важные моменты при их проведении. Если в России все это давно знакомые вещи, то здесь ты чувствуешь себя первокурсником юрфака, который открывает прописные истины. Забавно и очень интересно.
Много полезной информации по налогообложению и бухучету в США дала Элина Брусиловская, владелица собственной бухгалтерской компании. Элина рассказала про федеральные и местные налоги, сроки и формы сдачи отчетности, расчет и выплату зарплаты, тарифы на услуги бухгалтеров.
Были в чисто американском стартапе — Optimizely. Компания, которую основали бывшие сотрудники Google, увлекшись A/B тестами во время волонтерства в избирательной кампании Обамы, специализируется на их автоматизации. Очень прикольно. Можно прямо на лету менять элементы на сайте или в мобильном приложении, строить разные варианты интерфейсов, заводить на них определенного типа трафик и смотреть, что получается. Основные их клиенты сейчас — медиа типа Fox, The Guardian, ABC и так далее.
Журналисты, к примеру, создают разные заголовки и анонсы для одной и той же статьи, а система смотрит, что лучше для разных аудиторий по кликам и времени нахождения на странице, — и на основе этого представляет посетителям лучшие варианты. Компания большая, 450 сотрудников, прошла до инвестиции стадии D в размере $60 млн и планирует в ближайшее время выйти в режим операционной безубыточности. Офис очень симпатичный, к тому же мы попали туда на Хэллоуин, когда все бегали в разных веселых прикидах. Кстати, интересно, что в американских ИТ-компаниях, кроме бесплатной еды и пива, можно наблюдать много сотрудников, работающих стоя. Многие столы оснащены специальной подставкой-трансформером.
Максим Чеботарев с на'ви из Optimizely
Были в SalesForce, встречались с директором подразделения по M&A. Для тех, кто не знает, — SalesForce, начав в 1999 году с услуг облачного CRM, сейчас является мощнейшей ИТ-компанией (номер шесть в топе), которая предоставляет большой спектр облачных B2B-сервисов. Капитализация CRM-щиков на бирже составляет сейчас $60 млрд — это больше, чем у «Газпрома». Компания занимает несколько небоскребов в Сан-Франциско, а сейчас под нее строят новый — он станет самым высоким зданием на западе США.
Говорят, высокая активность компании на рынке деловой недвижимости вызвала рост цен. SalesForce создала свой корпоративный венчурный фонд объемом более $500 млн, который очень активно инвестирует (за год более 50 инвестиций серий A и B) и делает M&A. Основное отличие от похожих инвестфондов у Google и Intel — фонд SalesForce работает только с бизнесами, которые так или иначе связаны с ее направлением, сервисами или потенциально подходят для экосистемы компании.
Были экскурсии и встречи с партнерами известных стартап-инкубаторов 500 Startups и Plug&Play. В первом случае это был сам Марвин Ляо, известный деятель венчурной сферы.
Очень содержательной была встреча с Верой Шохиной — одним из топов Silicon Valley Bank, созданного в 1970-е годы ведущими фондами для обслуживания венчурной индустрии. Вера, получившая огромный опыт во время работы в этом банке и в бытность руководителем фонда Almaz Capital, рассказала о банковском обслуживании, Долине в целом и развитии бизнесов. Здорово, что наши суперпрофессионалы успешно работают и в банковской сфере.
Прикольно пообщались с Джеком Левиным, одним из первых сотрудников Google. Джек (он же Яков), в школьном возрасте эмигрировавший с семьей из Ленинграда в Америку, хорошо говорит по-русски и старается не терять связь с исторической родиной. Джек увлекательно рассказывал о знакомстве с молодым Сергеем Брином возле палатки недавно созданной компании Google на поляне во время HR-ярмарки в Пало-Альто. Джек заговорил с ним из желания попрактиковаться в русском и только в ходе знакомства заинтересовался новым поисковиком и тем, как Джек в одиночку собирал первые сервера.
После ухода из Google Джек — видимо, уже в статусе мультимиллионера — основал компанию ImageShack, сайт-фотохостинг, который на пике популярности достигал 60 миллионов посетителей в месяц, но потом пал под ударами Facebook и Instagram. На этом проекте известный фонд Sequoia потерял $10 млн, но, как говорит Джек, в обиде они не остались. Во-первых, они видели, что команда сделала все возможное. Во-вторых, списав эти деньги, они уменьшили налогообложение с прибыли от успешных стартапов и таким образом вернули изрядную часть потраченного.
Сейчас Джек пробует раскрутить новый проект — RainApp, некий гибрид Instagram, Twitter и Snapchat — плюс инвестирует как бизнес-ангел. А что ему — денег вагон, можно заниматься, чем хочешь.
Была хорошая встреча с Евгением Жуковым, специализирующимся на организации и проведении краудфандинговых кампаний на Kickstarter. Его услуги стоят $2000 плюс процент от привлеченных средств. Сейчас на Kickstarter ежедневно начинается более 1000 новых акций, и привлечь внимание в таких условиях можно только через масштабную подготовительную работу с упором на выставки и пиар, с затратами порядка $50K и полугодовым пребыванием в Америке.
Kickstarter из инструмента привлечения денег постепенно превращается в инструмент маркетинга и проверки гипотез на пользовательский интерес. В основном акции проходят по стартапам в области интернета вещей или вообще по каким-то приколам типа деревянного мини-пулемета, стреляющего офисными резинками, и лазерной точки, с помощью которой можно удаленно играть с домашними питомцами, сидя на работе. Альтернативная площадка IndieGoGo, по мнению Евгения, гораздо хуже по качеству и безопасности: там больше мошенников и кидалова.
Съездили в компанию Lyft, где нас встретил и все показал Алексей Захаров из Перми, четвертый сотрудник компании и руководитель Android-разработки. В 2012 году Алексей пробовал запустить свое онлайн-такси, которое в итоге не «взлетело». Тогда же он написал по какому-то вопросу в новую компанию Lyft, завязалось общение, и в итоге его позвали туда работать. Все это произошло за один день. Lyft — прямой конкурент Uber, но работает только в 65 городах США, плюс партнерские программы в Индии и Китае. На сегодня капитализация компании составляет порядка $7–9 млрд против $70 млрд у Uber.
Еще в Lyft прикольные лифты, обитые розовым искусственным мехом. Интересный факт — одним из инвесторов компании является группа Linkin Park. Кстати, у нашего inDriver количество установок (и, соответственно, заказов), судя по открытым источникам, сопоставимо с Lyft.
В Uber у нас тоже была небольшая экскурсия. Нас встречала Оля, один из инженеров компании. Типичный айтишный офис, куча сосредоточенных сотрудников за столами с MacBook, бесплатной едой и напитками. Интересно, что и в Uber, и в Lyft снаружи зданий нет никаких обозначений, что здесь базируются эти компании. Боятся таксистов?
Единорог в офисе Uber
В качестве туристов заезжали в Google — это, кстати, было не так просто. Дима и Макс договорились, чтобы нас впустили, и провели небольшую экскурсию. В специальной зоне для таких экскурсий стоит один из первых серверных шкафов, 3D-комната для путешествий по Google Streets, на стене — интересный график роста трафика. Плюс поход в магазин, где можно купить футболки, толстовки, кружки, зонты и прочие сувениры с логотипами Google и YouTube.
Насчет экскурсий и внерабочей программы в целом — за десять дней у нас было два уикенда без встреч и поездок в компании. Дважды ездили на юг к океану — в часе езды от Долины расположены прекрасные пляжи, где в октябре можно купаться, заниматься серфингом и кайтсерфингом. Я фанат кайтинга; в этот раз времени не было, но в следующий приезд постараюсь покататься в заливе прямо рядом с Golden Gate и Алькатрасом — представляете, какие это яркие впечатления!
Вообще, Северная Калифорния в силу своего превосходного климата идеальное место для спорта. Бег, велосипед, теннис, пляжный волейбол и другие виды спорта круглый год, в самых комфортных и живописных условиях. В четырех часах езды Тахо с его круглогодичной горнолыжкой. Мы командой с большим удовольствием через день совершали утренние пробежки по 5–8 километров в ближайшем парке.
Во вторую поездку к океану ребята организовали классный пикник на берегу с купанием, холодным пивом, барбекю и свежими устрицами, куда пригласили человек 30 местных русскоязычных айтишников и предпринимателей. Были инженеры Google и Uber, юристы, основатели стартапов и офлайновых бизнесов. Получилась отличная встреча: много полезной информации и знакомств.
Также ездили в интересный компьютерный музей c довольно большой экспозицией и экспонатами типа первого Macintosh в деревянном корпусе. В магазине сувениров при музее можно купить футболки с надписями вроде 100% Nerd или 'No code — no beer'.
В тот же день был небольшой тимбилдинг: мы посетили парк BigBasin RedWood с гигантскими секвойями (потрясающее зрелище) и совершили восхождение к самой высокой точке парка.
Одно из воскресений было посвящено чисто туристической программе с посещением маленькой безумной улочки Lombard Street в Сан-Франциско и смотровой площадки на Twin Peaks, катанием по заливу под мостом Golden Gate и наблюдением за морскими львами, греющимися на солнышке на 39-м пирсе.
Lombard Street на Russian Hills
Из внерабочей программы еще отмечу, что Максим, хорошо знающий Долину, возил нас на ужины в проверенные места: стейкхаусы, корейский ресторан, ресторан с морепродуктами — в этом смысле у нас получился еще и отличный гурманский трип.
После Go Valley половина команды поехала на авто в Лос-Анджелес и встретилась там с Виктором Шамбуровым, основателем стартапа Looksery. Это технология дополненной реальности, которая позволяет в режиме реального времени натягивать на лицо пользователя разные скины типа зомби или выпадающей изо рта разноцветной радуги. Это вообще огонь! Тинейджеры с ума сходят, очень высокий виральный эффект. По этой причине всего через год Looksery за $150 млн купил Snapchat — о сделке было объявлено недавно, в сентябре.
Другим фактором успеха, насколько мне известно, стало наличие у Looksery патентов и применимость сервиса к серьезным корпоративным решениям вроде видеоподдержки или видеомессенджинга. Что ни сделай — уже нарушишь патенты, и придется платить их обладателю. Так приколы для подростков превращаются в серьезный B2B-бизнес. Очень красивая история, Виктор молодец: точно определил момент, когда фронтальные камеры и возросшая мощность процессоров смартфонов позволила реализовать подобный проект, и все сделал правильно. Жаль, что не поехал на встречу и не познакомился с Виктором — решил за оставшиеся до отлета пару дней провести экспресс custdev по теме такси в городах Северной Калифорнии, это было важнее.
В целом, видно, что в Долине превосходно отлажены все процессы по развитию высокототехнологичных бизнесов. Сильные команды с доказанными идеями получают мощную поддержку — материальную, технологическую и экспертную, — попадая в инвестиционный лифт, который быстро возносит их на невероятные вершины. В результате естественного отбора из десятков тысяч команд на вершине оказывается лишь небольшой процент, но все большее число компаний достигает колоссальной оценки. Рынок разогрет (некоторые считают, что перегрет), каждый год появляется более ста новых компаний с оценкой свыше $1 млрд. К традиционному термину unicorn добавился decacorn — компания с оценкой более $10 млрд.
Я был во многих интересных местах — например, технологические хабы Хельсинки или Бангалора, но нигде так остро не чувствовал объединенную мощь высоких технологий, интеллекта и денег. Долину невидимыми нитями окутывает энергия. Этот драйв наряду с полученной информацией приводит к перезагрузке — переосмыслению целей и приоритетов, сдвигу границ возможного и невозможного.
Мы с командой решили в ближайшее время запустить наш проект онлайн-такси в США. Уже начали подготовку: концентрируем ресурсы, ищем крутого маркетолога под этот рынок, локализуем и шлифуем продукт и так далее. Всем стартаперам, мечтающим о международном признании, рекомендую присоединиться к следующим выездам. Это отличная программа, спасибо Диме и Максу. Go Valley!

Комментариев нет:

Отправить комментарий