smali

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Потомок князей и святителей


http://orthodoxy.org.ua/data/arhierey-smertnik-svyashchennomuchenik-ioasaf-zhevahov-episkop-mogilevskiy.html



5 декабря, на второй день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы совершаем память священномученика Иоасафа, епископа Могилёвского.
Святитель Иоасаф (в миру — Владимир Давидович Жевахов) происходил из древнего грузинского рода Джавахишвили. Когда Грузия вошла в состав России, многие представители грузинской аристократии переехали на жительство в столичные города Российской империи. Среди них были и предки князя Жевахова — так на русский манер стала звучать эта фамилия.
По материнской линии родственником Владимира Давидовича был святитель Иоасаф Белгородский — уроженец Украины, Черниговской губернии, просиявший подвигами на епископской кафедре в Белгороде, где и доныне почивают его цельбоносные мощи. В свое время князь много потрудился для прославления святителя Иоасафа. Вместе с братом они составили житие, а сам князь принимал непосредственное участие в организации торжеств прославления.

Дело жизни — Зверинецкие пещеры

В конце XIX века во время оползня на одном из киевских склонов были найдены древние Зверинецкие пещеры. Князь Жевахов посетил эту историческую находку, и здесь состоялось его знакомство с насельником Свято-Троицкого Ионинского монастыря игуменом Валентином, который в то время занимался раскопками и был первым хранителем Зверинецких пещер.



Древняя святыня сохранилась в своем первозданном виде — благодаря тому, что пещеры были засыпаны, правда, вместе со своими обитателями, во время одного из нашествий иноплеменников. Увиденное глубоко поразило сердце князя Владимира. Он решил во что бы то ни стало возродить эти пещеры.
Вместе с игуменом Валентином он энергично принялся за дело. Пригласил специалистов археологов, которые исследовали пещеры, провели раскопки. Были изданы книги, повествующие об этой древней святыне. Так, один из авторов, профессор Иван Каманин относил пещеры еще ко временам Крещения Руси, считая, что их основателями были греческие монахи, а одними из первых игуменов — некоторые будущие иерархи Русской Церкви.
Интересно, что в пещерах сохранилась нетронутой, неперестроенной древняя церковь, на стенах которой написаны имена игуменов этого монастыря. В нише над жертвенником в пещерной церкви есть надпись: «Игумени Зверинстии» и перечень из восьми имен. Именно поэтому мы знаем, что это были не просто погребальные пещеры, а целый монастырский комплекс, который существовал достаточно продолжительное время, так как за это время успели смениться 8 игуменов, и название его – Зверинецкий монастырь.
Благодаря стараниям князя Владимира Жевахова над пещерами была построена церковь в честь Рождества пресвятой Богородицы. При его поддержке и содействии скит получил официальный статус, собралась братия.

Постриг, сан, ссылка, расстрел…

Когда начались революционные события, князь Жевахов понял, что в своем статусе он не сможет больше полноценно трудиться на благо Церкви Христовой. И по благословению Святейшего Патриарха Тихона он принимает в Ионинском монастыре монашеский постриг, а через некоторое время становится епископом Русской Церкви.
Мы знаем, что за время гонений было уничтожено около 100 тысяч священников и епископов. То есть было выбито несколько поколений служителей алтаря, и стать архиереем в то время значило обречь себя на заточение, гонения, на унижение и скорби. Но князь Жевахов, будучи очень ревностным и горящим в вере человеком, пошел на этот подвиг.
Постриг он принял с именем своего родственника, святителя Иоасафа Белгородского. За время своего архиерейского служения всего около года он был правящим архиереем. Все остальное время провел в ссылках, лагерях, тюрьмах.
Последней его кафедрой был Могилев. Там он был арестован и в 1937 году, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, расстрелян.

Расстрелян, но не забыт

Никто не думал, что имя репрессированного и расстрелянного епископа вновь станет известным. Так же, как никто не думал и о том, что древние Зверинецкие пещеры когда-либо вновь будут явлены православным христианам.
В советское время они были в запустении, но милостью Божьей сохранились. В середине 1990-х братия Ионинского монастыря, как и когда-то до революции, приступила к их возрождению.
Когда начались работы по возобновлению на Зверинцé монашеской и литургической жизни, мы стали интересоваться историей – исследовать архивы, собирать материалы. И, естественно, имя князя Владимира Давидовича Жевахова не могло укрыться от внимания. 
Когда мы изучали жизнь этого человека, стала вырисовываться его сложная и величественная биография. Мы увидели, какой это светильник Церкви, какой столп веры.
Из протоколов НКВД поражает, насколько мужественно этот человек держался на допросах. Ни одного обвинения, которые ему предъявлялись, он не признал, ни одного человека не оговорил, ни одного имени не назвал. И с полным мужеством, полным упованием на Бога он пошел на расстрел.
Канонизирован князь Владимир Жевахов как епископ Могилевский — по названию кафедры, которую он возглавлял перед смертью. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Защитить свою Церковь

Мы должны всегда помнить, что жизнь христианина состоит не только из одних праздников. Есть скорби, есть место подвигу, место мученичеству. Пусть сейчас нет гонений, за веру не расстреливают, но все равно и в наши дни случаются ситуации, когда человек должен мужественно исповедовать свою веру, должен не скрыть свое христианство, должен защитить свою Церковь. И пусть в этом всем нам служит примером святитель Иоасаф (Жевахов).
***

КСТАТИ. В ныне возрожденном Киевском Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре в честь двух Иоасафов — Белгородского и Могилёвского — освящен нижний храм. 5 декабря, в день памяти священномученика Иоасафа (Жевахова), Божественную литургию здесь возглавил епископ Иона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий