http://surfingbird.ru/surf/10-znakovyh-filmov-kotorym-ne-povezlo-s-oskarom--jA4947eF4#.VRWr5FWUf_4
«Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить.
«Эта замечательная жизнь»
Режиссер Фрэнк Капра, 1946
Для американских зрителей классическая лента Фрэнка Капры — неотъемлемая часть Рождества, как и для российских «Ирония судьбы» — важная составляющая каждого Нового года. Однако всеобщую любовь «Эта замечательная жизнь» завоевала далеко не сразу. Фильм был довольно прохладно принят критиками, без особых успехов прошел в прокате и уступил «Оскар» драме Уильяма Уайлера «Лучшие годы нашей жизни». И лишь ежегодные рождественские показы ленты на телевидении влюбили в нее уже далеко не одно поколение.
«Поющие под дождем»
Режиссеры Стенли Донен и Джин Келли, 1952
Легендарный мюзикл, запечатлевший рождение эпохи звукового кино, ныне считается одним из лучших представителей своего жанра. Но в далеком 1953-м киноакадемия не включила ленту в число претендентов на звание лучшего фильма и оставила без номинации исполнителя главной роли Джина Келли. В списке ста лучших фильмов по версии Американского института киноискусства «Поющие под дождем» занимают пятую строчку, и это самое высокое место среди фильмов, не получивших номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм».
«Психо»
Режиссер Альфред Хичкок, 1960
Парадоксальная ситуация: один из самых влиятельных постановщиков Голливуда ни разу не выигрывал «Оскар» в категории «Лучший режиссер». Киноакадемия вообще нередко и несправедливо обходила вниманием его знаковые работы. Вы можете найти «Психо», «Головокружение», «Тень сомнения» и «Птицы» в списках любимых картин Федерико Феллини, Мартина Скорсезе, Эдгара Райта и Гильермо дель Торо, но все эти фильмы хоть и получали номинации, однако так и остались без золотых статуэток.
Режиссер Стэнли Кубрик, 1968
Как и работы Альфреда Хичкока, фильмы Стэнли Кубрика зачастую и по не очень понятным причинам оставались без наград Американской киноакадемии. Сложно поверить, но на счету у постановщика «Космической одиссеи», «Заводного апельсина» и «Цельнометаллической оболочки» также нет ни одной победы в категории «Лучший режиссер». Антивоенная сатира «Доктор Стрейнджлав» — пожалуй, одна из самых сильных и тонких работ Кубрика — претендовала на приз и в категории «Лучший режиссер», и как лучший фильм, и в номинации «Лучший актер» (сыгравший здесь сразу трех персонажей Питер Селлерс), но уступила во всех разделах мюзиклу «Моя прекрасная леди». Быть может, ленты Кубрика просто опережали свое время, как, например, и работы тоже оставшегося без режиссерского «Оскара» Орсона Уэллса.
«Таксист»
Режиссер Мартин Скорсезе, 1976
Скорсезе тоже не понаслышке знает, что значит быть обделенным на «Оскаре». «Таксист» принес номинации Роберту Де Ниро, Джоди Фостер и композитору Бернарду Херрманну, но места самому постановщику в пятерке претендентов на звание лучшего режиссера не нашлось. В борьбе за главный «Оскар» картина также уступила, но не политическому триллеру «Вся президентская рать», как это можно было предполагать, а боксерской драме «Рокки» с Сильвестром Сталлоне. Свой первый персональный «Оскар» Мартину Скорсезе пришлось ждать еще 30 лет. Заветную статуэтку принесла драма «Отступники».
Режиссер Серджио Леоне, 1983
Последний фильм легендарного итальянского постановщика Серджио Леоне постигла печальная судьба в американском прокате. Несмотря на протесты режиссера, студия сократила хронометраж гангстерской саги с 229 минут до 139, испугавшись, что столь большая продолжительность отпугнет зрителей. Эффект получился обратным: картина собрала в прокате США всего лишь 5 млн и была довольно быстро снята с показов, а критики проехались по ней из-за возникших дыр в сюжете. В итоге «Однажды в Америке» не получил ни одной номинации. Что же касается саундтрека Эннио Морриконе с бессмертной главной темой, то она была дисквалифицирована из оскаровской гонки, причем снова по вине продюсеров. Удивительно, но у самого композитора имеется лишь почетный «Оскар».
Режиссер Фрэнк Дарабонт, 1994
Самое наглядное доказательство того, что мнение зрителей и киноакадемиков совпадает далеко не всегда. В топ-250 на КиноПоиске эта экранизация повести Стивена Кинга уже давно занимает первое место, а вот на «Оскаре» ей не досталось ни одной награды. Впрочем, 1994-й получился невероятно сильным годом для кино, и конкуренты у «Побега из Шоушенка» были соответствующие: «Криминальное чтиво», «Телевикторина», «Четыре свадьбы и одни похороны» и взявший в итоге главный приз «Форрест Гамп». «Зеленая миля», кстати, спустя 5 лет также останется без единой победы.
«Леон»
Режиссер Люк Бессон, 1994
Еще один фильм из первой десятки лучших фильмов по мнению пользователейКиноПоиска, который остался без наград на «Оскаре» в 1995-м. В отличие от «Побега из Шоушенка», криминальная драма Люка Бессона и вовсе не получила ни одной номинации, хотя не только сама картина вполне могла претендовать на главную статуэтку, но и Натали Портман с Гари Олдманом — на актерские. Британский актер, кстати, до сих пор так и не получил первый «Оскар» в своей карьере, но мы и без этого прекрасно знаем, на что он способен.
Режиссер Тони Кэй, 1998
Одна из главных загадок «Оскара»: как Роберто Бениньи удалось взять награду за лучшую мужскую роль в сентиментальной трагикомедии «Жизнь прекрасна» (замечательную роль в замечательной трагикомедии, но все же), когда вместе с ним на золотую статуэтку претендовали мощнейший Эдвард Нортон и блеснувший в «Спасти рядового Райана» Том Хэнкс, а Джефф Бриджес со своим Чуваком из «Лебовски» и вовсе остался за бортом. Номинация Нортона была единственной для картины Тони Кэя, и поражение в ней ознаменовало провал оскаровской кампании. Почему победу в категории «Лучший фильм» одержал «Влюбленный Шекспир», а не военная драма Спилберга, — это еще одна большая загадка.
Удивительная история: суровая драма Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд о жизни (а вернее, о выживании) в бразильских фавелах в 2003-м осталась за бортом церемонии и не получила номинацию в категории «Лучший фильм на иностранном языке». А спустя год претендовала уже на четыре награды в категориях «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший монтаж звука» и «Лучшая работа оператора». Как так получилось? После первого провала на «Оскаре» картину подхватил Харви Вайнштейн и выпустил ее на 150 экранах в США. Критики и зрители наконец добрались до фильма и остались в восторге, а киноакадемия дала фильму четыре номинации, но уже в основных категориях. Впрочем, ни в одной из них победить не удалось.
87-я церемония вручения премии «Оскар» состоится 22 февраля. Сделать ставки на победителей, а заодно освежить в голове список номинантов можно в нашей традиционной игре.
Александр Константинов
Комментариев нет:
Отправить комментарий