smali

вторник, 13 октября 2015 г.

Ховаган Тобет Кам: скоро тюркский мир начнет объединяться


http://asiarussia.ru/persons/9046/

Молодой шаман традиции Тенгри Ховаган Тобет Кам (Бауыржан Жылкыбаев), о котором ранее уже писал ARD, рассказывает о чудесах шаманизма и страданиях шаманов, возрождении тюркского мира и объединении "Великой степи", а также о том, почему Азия не должна стремиться к европейским стандартам.
— Бауыржан, что такое шаманизм? Это сотворение чудес? Что-то вроде вызвать дождь или отменить бурю?
— Стандартное представление в наше время. Шаман — некий старец, живущий в Сибири, в тайге, танцующий вокруг костра и бьющий в бубен. Но это отнюдь не так. В наше время шаманом может быть молодой человек, который мало чем отличается от других. В вашем вопросе формулировка – сотворить чудеса. Я хотел бы акцентировать: шаман – человек, который тесно связан с таким понятием как «чудо». На самом деле вся фишка в том, что вызвать дождь – не чудо. Чудом является сам дождь. Люди теряют самую главную нить. Шаман является неким посредником между миром людей и миром духов. Когда говоришь «посредник», думают, что это человек, который помогает людям. На самом деле, это человек, который помогает и людям, и духам. Люди приносят духам пищу, подношение – чалама, хадаки. Духи через шамана помогают людям. Шаман творит то, что люди называют чудесами. В том числе и дождь.


— Ну это же чудо. Любой человек не может создать дождь.
— Мочь или не мочь – это не чудо. Сам дождь – чудо. Даже с научной точки зрения — как образуется и конденсируется влага, как образуются облака, передвигаются с континента на континент и выливаются. Вот это и есть чудо.
— Согласен.
— Солнце на огромном расстоянии от планеты Земля. Оно, с одной стороны, несет угрозу для человечества, с другой стороны, каждое утро дарит тепло и радость. Когда осенью пасмурно, у людей нет настроения. Но стоит появиться солнышку, и настроение поднимается. Люди не могут это объяснить. И в суете сует люди не замечают простых вещей. А чудеса в обыденности. Они вокруг нас. Шаман – тот человек, который напоминает людям, что есть чудо. И как с этим управляться.
— Если шаман – обычный человек, как все, и чудо вокруг (вся жизнь – чудо), тогда что сделать обычному человеку, чтобы стать шаманом?
— Хотеть стать шаманом – неправильное хотение. Стезя шамана предполагает много жертв, начиная от страданий, болезней до смерти близких людей. Это не дар, как многие называют. Дар предвидения или дар общения с духами. Это некая ноша, некая миссия, которую выполнять не так легко. И как говорил мой учитель: «Человек, сумевший задать правильный вопрос, большую часть ответа на него знает сам». И вместо вопроса «Как мне стать шаманом?» нужно спросить: «Зачем мне это нужно? Как я смогу, став шаманом, изменить себя и окружающее меня пространство?»
— В чем тяжесть этой ноши?
— Путь шамана преследуют болезни. Вы слышали, наверное, о таком понятии как «шаманская болезнь». Перед тем как пройти обряд инициации и встать на путь шамана, если говорить на шаманском языке, приходят духи, которые, кстати, сами избирают человека. Не человек выбирает духов. Если человек интересен духу, если у него нет страха, то дух его избирает. Шаманской болезни обычно предшествует период долгого уединения. Как правило, больницы в таких случаях не могут поставить диагноз, не могут снять симптомы болезни. Если говорить на шаманском языке, то духи его разбирают – снимают кожу, снимают мясо, вытаскивают глаза и уши, как бы это смешно ни звучало. Вам покажется, что человек лежит на кровати. А в эфемерном плане его разобрали. Для шамана это реально, когда духи приходят и разбирают его. Вместо старых глаз дают новые глаза, которые могут видеть больше, чем раньше. Новые уши, новые руки. После шаманской болезни человек перерождается – с новой судьбой, новой дорогой, новой миссией.
— Это сопровождается психическими расстройствами?
— Все зависит от психики человека. Это очень неприятно и в физическом плане. Если к шаману обращаются люди, он должен помочь. Он не может мотивировать отказ усталостью или отсутствием времени. Если он может помочь, он обязательно это сделает. Многие считают, что шаман – посредник, то есть помощник людям. Но бывают такие шаманские обряды — у нас они называются похоронами, как ни крути от этой церемонии нам никуда не деться. И в шаманской традиции есть такая традиция как проводы души. Когда человек умирает, нужно проводить душу, чтобы человек не потерялся в колесе перерождений. Чтобы каждая частица его души была на месте. Одна из задач шамана – провести проводы души в нижний мир.
Снимок экрана от 2015-09-03 11:44:35
— Шаманизм и его представления полностью лежат в тенгрианской традиции? Но некоторые разделяют — вера наших предков шаманизм, другие говорят – тенгрианство. В чем разница?
— Посетив Монголию, Хакасию, Туву, я понял, что есть разграничения шаманизма как монголо-бурятской традиции и традиции Тенгри — как сибирской традиции. Не буду категоричным, а просто выскажу свою точку зрения. Шаманизм и тенгрианство не имеют различий. И спорить нет смысла, потому что термин «тенгрианство» еще не изучен всесторонне. Я использую этот термин, но я его не знаю и не понимаю. Это как в исламе. Не говорят же, что имамы занимаются имамизмом.
— Действительно.
— Или патриарх Кирилл в России. Никто не говорит же, что он занимается патриархизмом. Это заповеди тенгрианства. Шаманизм представляет собой понятие гармонии – гармоничного мировоззрения, гармоничного состояния духа. Понимание, что у всего есть свой дух-хранитель – у булыжника на дороге, у ручейка, у деревца, у каждой птички. Для понимания этого не нужны деления – тенгрианство наше, шаманизм — нет. Единство и гармония бытия присутствует и в шаманизме, и в тенгрианстве.
— Если тысячелетиями шаманы служили гармонии, творили чудеса, то почему сейчас так мало чудес или люди не воспринимают мир как чудо? Почему столько боли, страданий, столько мусора на улицах, войны? В чем проблема нынешней цивилизации и нашей культуры?
— Хочу ответить притчей. Моя любимая притча о розе и полевой ромашке. Они росли рядом. Роза – цветок гордый, красивый. Грациозная роза имеет свою природную защиту в виде шипов. Полевая ромашка росла рядом и говорила: «Какая красивая роза! Какой цвет, какой аромат, какой стан». И ромашка стремилась быть похожей на эту розу. Прожили они свою жизнь. И закончилось это тем, что ромашка не стала розой, но и не прожила полноценную жизнь ромашки. Ситуация в нашей стране мне напоминает эту притчу. Мы живем не своими жизнями, не своими умами. Не своими ценностями. Живем ценностями этики, морали, социальных правил, законов. Мы стремимся к европейским стандартам в плане экономики, политики, процветания. Но у нас нет видения собственного будущего на основе своих традиций, исконно присущих только нам, тюркскому народу. Казахстан никогда не будет Германией. И как ни крути, менталитет казахстанца никогда не будет, как менталитет американца. Не потому, что кто-то лучше или хуже.
— Просто мы разные.
— У нас разные географические широты, разные корни и духи, которые в нас сидят. И каждый день, примеряя на себя чужие маски и чужую обувь, которая либо мала, либо велика, мы не сможем уйти далеко. Мое мнение — нужно больше возрождать свои традиции, обычаи. Начиная с языка, заканчивая политической ареной, мировой ареной. И всегда нужно говорить, что у нас свой путь. Как это было в истории. Все великие цивилизации двигались своим путем.
— Вы как шаман, наверное, заглядывали в будущее нации? Что может порадовать наш народ или огорчить?
— Я не буду никого радовать и не буду только пугать. Предстоит все. Не хочется говорить ничего плохого, но так как Казахстан – Центральная Азия и у нас много союзников, что сейчас происходит — вы и сами видите, он окажется в этом водовороте поскольку постольку. А радостное, что наша родина выйдет максимально сухой их этого водоворота. В ближайшие 3-5 лет начнется возрождение Турана. Того государства, которого сейчас нет. Это будет не заслуга Казахстана. Это будет конгломерат тюркского мира – таких стран как Татарстан, Башкортостан, Турция, Казахстан, Узбекистан.
— Вся Великая степь.
— По ощущениям – сильные вибрации, что скоро тюркский мир начнет объединяться. Этому будут предшествовать большие трудности. Как для Казахстана, так и для его союзников. Но мы выйдем максимально сухими из воды. И мне как тюрку, как казаху радостно, что Туран возродится в виде конгломерата тюркских государств. Это будет великая держава с процветающей экономикой, со счастливым гордым населением, которое будем смело строить будущее, не забывая свои корни и своих предков.
— Да будет так! Спасибо! Вы очень порадовали!

Комментариев нет:

Отправить комментарий