http://marytales.narod.ru/RASSK.files/patr.htm
Будущий Патриарх Ефрем II родился в верующей семье и с детства мечтал о монашестве. Однажды он убежал из дома и пришел к настоятелю Кватахевского монастыря с просьбой:
- Примите меня послушником.
Настоятель принял, но потихоньку выяснил откуда мальчик родом и вызвал отца. Отец послушника, Шио пришел в монастырь, взял благословение у игумена, приветствовал каждого из братии, подошел в конце и к сыну, сложил руки лодочкой и сказал:
- Благослови, маленький батюшка...
На что настоятель заметил Григолу ( так звали будущего Патриарха в миру):
- Рано тебе еще в монахи. Сперва надо много учиться, чтобы принести Родине много пользы.
Мечта мальчика исполнилась через 20 лет.
В 1922 г., стал он иеродьяконом.
А в 1937 г., епископа Ефрема арестовали как "врага народа". дали 10 лет и выслали в Сибирь - рубить лес в тайге....
... В лагере был один надзиратель-еврей. который отличался особой жестокостью к заключенным. Особенно измывался над священниками. Он заставлял о.Ефрема выполнять самую грязную и тяжелую работу. Через какое-то время этого надзирателя перевели в другую тюрьму и все с облегчением вздохнули. Вскоре пригнали новый этап, среди которого оказался тот самый вертухай. С ним никто не контактировал. Тогда о.Ефрем протянул ему руку помощи и даже уступил ему свою койку. Его доброта произвела на нового арестанта такое впечатление, что впоследствии этот еврей крестился.
В 1944 г., о.Ефрема освободили из тюрьмы.
Говорили, что его документы каким-то образом попали на стол к Сталину. В них значилось, что зек Григол Сидамонидзе, уроженец Горийского уезда, учился в семинарии в те же годы, как и Иосиф Виссарионович. Все это по всей вероятности подействовало на Сталина и он велел освободить своего ровесника.
Расконвоированный епископ Ефрем пешком, очень медленно шел на родину. (В заключении перенес он такой голод, что с трудом передвигался и еще долго не мог есть обыкновенный хлеб.) За ним следовал еще один освобожденный. Так дошли они до большой реки. Должны были сесть на переправу, но перевозчик не пустил:
- Посадка окончена!
Как ни просили его, все было напрасно. Так и остались двое опаздавших на берегу - ждать следующего рейса через неделю. Но ждали напрасно. Потом выяснилось, что в пути переправу разбомбили немцы...
Епископ воздал хвалу Господу за спасение. Впоследствии вспоминал: "Я все думал тогда, кто из святых покровительствует мне на чужбине? Сказал себе, как вернусь домой, на коленях войду в свой храм, на какую икону сразу взгляну, тот и будет мой покровитель."
Так и сделал по возвращении. И, первое, на чем остановился его взгляд, была икона св.Серафима Саровского.
...Настало в Грузии время выбирать нового патриарха. В 1960 г., на выборах победил Давид, следующий патриарх после Ефрема. Несмотря на это, он встал и сказал:
- На патриаршем престоле церкви, где есть такие священники, как епископ Ефрем Сидамонидзе, мне делать нечего! - и уступил ему место.
В течение 12-ти лет управлял Грузинской церковью Ефрем II. Это был очень сложный период: внешнее политическое потепление и в то же время очередные гонения на духовенство. Никита Хрущев даже объявил, что скоро покажет последнего священника по телевизору.
Поэтому везде стали закрываться церкви, монастыри и духовные семинарии.
В Тбилиси осталось действующих всего 7 церквей. Советское правительство потребовало от Патриарха Ефрема закрыть Мтацминдскую церковь, основанную еще св. Давидом Гареджийским, в которой службы никогда не прекращались.
Тогда Патриарх завернул в газету топор и отправился прямо в ЦК партии.
- Что это у вас, господин Ефрем? - удивленно спросил у него председатель Совета Министров Гиви Джавахишвили с долей иронии.
- Это топор, - несмущаясь объяснил Патриарх. - Если вы закроете Мтацминдскую церковь, тогда отрубите мне голову! А если вы этого не сделаете, я сам себя убью и весь мир узнает какие вы палачи!
Члены правительства растерялись...
Служба в Мтацминдской церкви так и не прекратилась.
Патриарху Ефрему, несмотря на атеистическое время, удалось добиться разрешения издать 5000 Евангелий.
- На 500 мы еще как-нибудь закроем глаза. - твердил председатель Совмина.
- 500 мало. Самое меньшее 5000, - упорно стоял на своем Патриарх, не желая слушать о том, что вся бумага идет только на издание трудов Ленина и аналогичной литературы.
В конце концов Джавахишвили стукнул по столу кулаком:
- Вот заладили:"5000, 5000". Сказано вам : 500 и точка!
Патриарх встал во весь рост.
- Ты на кого кричишь?! На главу 2000 - летней Грузинской церкви?! Я с тобой больше и разговаривать не буду! - и с этими словами вышел из кабинета.
Чиновникам в итоге пришлось уступить.
В 1963 г., Патриарх Ефрем открыл во Мцхета духовную семинарию, хотя по всему Советскому Союзу их старательно закрывали...
Несмотря на высокий сан блаженейший Ефрем обладал редким смирением и простотой.
После вечерней службы иногда он выходил в простой рясе пройтись по кривым улочкам старого Тбилиси. Присаживался к нищим поговорить о том о сем. Как-то проходили студенты и подали ему 5 копеек, не зная, кто сидит перед ними. Патриарх бережно хранил эту милостыню, как дар любви.
Однажды приехали в Грузию 2 русских священника специально, чтобы посетить Патриарха. Зашли в Сионский собор и, увидев, сидящего у стены бедно одетого монаха, окликнули его:
- Эй, послушник!
- Я не послушник, - спокойно ответил Ефрем.
- Ну, кто ты, монах, что ли?
- Нет, не монах, выше бери!
- Что, иеромонах?
- Нет, еще выше.
- Епископ? - в голосе высоких гостей чувствовалось удивление.
- Еще выше!
- Патриарх?! - изумились они и преклонили перед ним колени....
... Патриарх Ефрем часто молился перед иконой "Благовещенья" такими словами:
- Святой Архангел Гавриил! Как когда-то ты обрадовал Пресвятую Богородицу, так и мне подари радость, и если будет на то воля Божья, исполни мою молитву.
Услышал его Господь и призвал к Себе 7 апреля....
Подготовлено по статье Лелы Джакишвили в газете "Квирис палитра" и статье Кахабера Кенкишвили в журнале "Карибче" №23, 2005 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий